Золото из Древнего Египта

Топ-3 лучших онлайн казино за 2020 год:
  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    Надежное казино с ДжекПотом 50 млн рублей и бонусами!

  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Бонус за 1,2,3 и 4 депозит по 100 000 рублей за каждый!

  • Чемпион
    Чемпион

    Русское казино с большими бонусами за регистрацию и каждое пополнение счета!

Золотые россыпи и рудники древнего мира. Золото Древнего Египта.

Не только были истощены запасы золота недр Аравийско-Нубийской провинции, но все золото фараонов, накопленное за тысячелетия, все золото Африки до нашей эры ушло, распространилось по древнему миру после захвата его царями Ассирии и Персии.

В средние века и в новое время вплоть до середины нашего столетия разработки глубоких горизонтов известных в древности месторождений периодически производились в Египте и Судане, но оставались незначительными. Египетское золото явилось первым минеральным богатством, сыгравшим выдающуюся роль в росте могущества государства, определившим его исключительное положение. Это было первое материально выраженное и сконцентрированное богатство.

По своему художественному впечатлению на древний мир и последующие века, символическому значению золото Древнего Египта сопоставимо с пирамидами и так же неотъемлемо от оставленного им в истории образа Страны пирамид и золота.

Кроме пирамид, храмов, обелисков, сфинксов, золото Восточной пустыни (в своей массе и в произведениях искусства) явилось вещественным выражением воли и величия фараонов, символом вечности перед лицом времени, которому недоступны только пирамиды и золото. Но тогда золото еще оставалось металлом царей и храмов. Еще не возникло всеобщей погони за золотом.

Фетишизация золота была сначала связана с магическими и символическими представлениями о природе. Это потом уже основой фетишизации стало свойство золота как меры ценности. Тогда еще оно отождествлялось с «плотью богов» , происшедших от Ра, бога солнца, с богиней Хатор, «глазом солнца» , «золотом воплощенным» , «сверкающей золотым пламенем» . Лишь много позднее из золота стали чеканить монеты.

В «образ золота» , складывавшийся затем веками, Египет привнес величие фараона и отчаяние добывающего золотую руду раба, мрак и великолепие гробниц и раскаленное солнце Восточной пустыни, особую фетишизацию его как части культа минеральной и живой природы и достигшее одной из недосягаемых и своеобразнейших вершин ювелирное искусство.

В Гимне Солнцу фиванского периода «небо подобно золоту, вода — лазуриту, земля сияет, как малахит. » Можно сказать, что камни, излюбленные в Древнем Египте, воспеты его искусством и воображением. Они стали неотделимы в истории минералов от тех образов или вещей, шедевров декоративного искусства, которые они изображают, как лазуритовая корона Нефертити как сосуды в форме лотоса из «египетского алебастра» как тальковые (стеатитовые) священные жуки-скарабеи, самые характерные для всех царств Древнего Египта талисманы-печати, как нагрудные броши пекторали из сердолика, лазурита, бирюзы и золота, как изображения бога гора в виде сокола из золота, лазурита, меди, повторяющиеся от Древнего до Нового царства, как «космические глаза» — место пребывания души бога «Амон, скрытый в зрачке своем» — с руками, держащими знак жизни — змею с крыльями (правый, или западный, глаз — солнце, левый, или восточный, — луна) , со зрачком из черного обсидиана, глазным яблоком из горного хрусталя или «египетского алебастра» и веками из меди или серебра.

Цветовые сочетания и сложные переплетения минералов в бусах — сердолика, бирюзы, агата, аметиста, хризопраза, золота, — начиная с архаического времени, достигли непревзойденного другими народами искусства. Египетские и месопотамские ювелиры прославили красоту гематита в цилиндрических печатях. Малахит, широко использовавшийся в качестве медной руды, единичен в египетских декоративных произведениях. Амазонит, найденный уже в неолитической Фаюмской культуре (5—6 тыс. лет до н. э.) , доставлялся с севера Тибести (Ливийская Сахара) , был редок и относился к таким экзотическим товарам, как жемчуг Красного моря, слоновая кость, рог носорога, зуб гиппопотама, черепаховые щиты, шкуры пантеры и леопарда.

Золотые рудники древнего Египта

La Nature № 1543, 20 Desembre 1902

Описание дворцов со стенами, покрытыми золотом и бронзой, уставленных золотыми вещами и посудой, встречаемое у Гомера, вызывало в прежнее время лишь улыбку и восхищение более фантазией поэта, чем его правдивостью. Когда же интересные открытия Шлимана извлекли из земли в Мицене груды золотых изделий, которые можно нынче видеть в Афинском музее, приходится вполне верить рассказам Гомера. Но тогда появляется вопрос, откуда жители Мицена могли достать это золото в таком изобилии? Ответ на этот вопрос в настоящее время может быть в том, что их золото — как то, что украшало храм Соломона в Иерусалиме, так и то, которое найдено в последние годы в Египте в виде прекрасных изделий, — происходило большею частью из египетских рудников, расположенных вблизи Красного моря, почти на параллели Сиены, или из тех, которые находились более на юг, к Судану.

Надежные казино на русском языке:
  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    Надежное казино с ДжекПотом 50 млн рублей и бонусами!

  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Бонус за 1,2,3 и 4 депозит по 100 000 рублей за каждый!

  • Чемпион
    Чемпион

    Русское казино с большими бонусами за регистрацию и каждое пополнение счета!

C этими золотыми рудниками произошло то же самое, что с другими древними рудниками Пактола, горы Пангеи, Альпов и Галлии. Разрабатываемые с особенною деятельностью, возбуждаемой присутствием золота, они были доведены до крайних пределов эксплуатации, доступных в древности, после чего их оставили и забыли, запустили дороги, ведущие к ним, так что их надо было открывать снова, чтобы убедиться в их существовании.

История и описание этих рудников представляют несколько интересных сторон. Описания и документы, дающие вам о них сведения, довольно многочисленны и дают интересные данные для изучения древних способов извлечения золота. Как мы видим из писем, обнаруженных несколько лет тому назад в Тел-эм-Амама, с века, предшествовавшего Исходу, Азия доставала свое золото из Египта. В посланиях, которые Фараон получал от своих управителей в Азии, испрашивалась присылка золота, которое в Египте так изобильно, как песок в пустыне. Царь Вавилонский посылал в Египет за золотом. Царь Ассирии в письмах Фараону упоминал, что отец его и даже царь дальней Каннадокии получали прежде 20 талантов золота от щедрот Египетского властелина и что он сам получит столько же.

Два столетия позже, когда наводненное варварами египетское царство рушилось, извлечение золота было еще значительно. Большой папирус Гарриса содержит указания на приношения и подарки Рамзеса III (20-я династия) в египетские храмы, и сумма их чрезвычайна. Позднее, при Птолемеях, должно быть извлекалось еще много золота из этих рудников, потому что ежегодный доход, получавшийся Птолемеем II, доходил до 14800 талантов или около 100 миллионов франков и, по Страбону, при Птоломе Олете, когда Египет был в совершенном упадке, этот доход еще достигал до 12500 талантов, то есть от 75 до 80 миллионов франков.

Эти древние рудники должны были находиться в стране, совершенно теперь пустынной и печальной, отделяющей Красное море от стран высокоцивилизованных, орошаемых Нилом, где цивилизация прояв­ляется в особенности в изобилии благодаря караванам Кука. Здесь находится цепь гор, обыкновенно невысоких (5–700 метров вышиной), но достигающих местами 2500 метров, которая на общем протяжении 1200 километров имеет ширину, изменяющуюся от 40 до 150 км. Она начинается почти на параллели южного конца Синая, напротив страны Хореб, где египтяне разрабатывали рудники бирюзы и меди, доставлявшие бирюзу и синюю медную эмаль для золотых украшений древних некрополей, проходит через Ум-Рус и Джебель Сафиго, где были руд­ники золота и серебристого свинца, к порту Косеир, на запад от которого лежит округ фосфатов, и далее к Джебель Сабара, где находятся изумрудные копи, снабжавшие изумрудами весь древний мир, и где был добыт знаменитый камень, который, по словам Плиния, служил Нерону моноклем, чтобы смотреть на игры цирка. Эта цепь проходит еще далее к Бисарину или Этбаи, где на параллели Сиены находились прекрасные месторождения золота близ порта Беренис на Красном море и, наконец, уходит в пределы Абиссинии, где также встречаются громадные минеральные богатства, в особенности золотые россыпи (Фазогль, Неджо и т. д.). Вместе с металлами эта горная цепь заключает в себе разного рода камни, которые добывались египтянами в значительном количестве: сиениты из окрестностей Ассуана, белый мрамор, алебастр и т. п. Самые древние рудники двенадцатой династии должны находиться около дороги из Кенэ в Косеир, без сомнения близ Ум-Рус (360 километров от Суеца), где английская компания разведывала в 1901 году колчеданистые золотосодержащие кварцевые жилы, состоящие, вероятно, в связи с гранулитами.

При девятнадцатой династии были открыты новые рудники далее на юг, в степи. В это время впервые упоминается о рудниках Уади-Абас, близ Редизие и Акита.

Драгоценный Туринский папирус содержит план разработки Акита, с жилищами промывальщиков, плотинами резервуаров, служивших для питания водой, забытыми дорогами, которые вели к морю, местом памятного камня Сети I и т. п. Рудники Акита по этому папирусу оказываются открытыми Сети I, который соединил их с Нилом дорогой, подходящей почти к тому месту, где ныне находится Дакка, между первым и вторым водопадами, и по этой дороге приводили пленников, осужденных на трудные работы. По одному описанию, Сети I хотел найти источник воды в пустыне, но отказался, углубившись на 70 метров. Позднее его сын, Рамзес II, углубившись еще на 4 метра, встретил обильный источник. Египетская крепость, построенная близ Дакка, в Кубане, защищала проход к Уади-Олаки, который вел к золотым рудникам Этбаи, находящимся на многочисленных уади, то есть высохших речных руслах, прорезывавших этот гористый кряж: Уади-Шауаниб, Уади-Ум-Теюр, Джебель-Извуд, Джебель-Ум-Кибзит.

Разработка, начатая в незапамятные времена, производилась, согласно древним описаниям, не в россыпях, а в кварцевых жилах со свободным золотом. Рудники Уади-Олаки или Алаги разрабатывались при Птолемеях, и греческий автор Агафарсид Гнид, писавший около 170–180 года до Р.Х., описывает нам, как мололи кварц для извлечения золота. Он указывает на эти рудники близ горы Алтаги, недалеко от древней Беренис-Панкризос, то есть под 22° с.ш. Они были оставлены вследствие нашествия эфиопов в восьмом веке до Р.Х., и число их галерей было так велико, что они должны были достигать моря. По другим писателям, эти же рудники находились в 17 или 18 днях пути от Дероу, деревни, лежащей немного ниже Ком-Омбо. Рудники Уади или Джебель-Олаки долго разрабатывались арабами и были оставлены, кажется, потому что разработка их перестала покрывать расходы.

Но, вообще, все египетские рудники были заброшены с того времени, как египетское правительство не было в состоянии поддерживать дороги, источники, плотины для удержания воды в горах, необходимые в этой сухой стране.

О разработке этих древних рудников мы имеем, кроме вышеупомянутого описания Агафарсида, интересную выдержку из Диодора Сицилийского, указывающую на употребление шлюзов и купеляции.

«На границе Египта, в соседстве с Аравией и Эфиопией, находится место, богатое золотыми рудниками. Руда черная с белыми прожилками и блестящими пятнами. Управляющие рудников привлекают для них большое количество рабочих — или из осужденных преступников, или из военнопленных, а также и всех их родственников — работать на золотых рудниках. Так как порода, содержащая в себе золото, очень тверда, то ее подвергают сначала действию огня; потом ее измельчают железными инструментами, служащими для обтески камней. Знающий золотую жилу ставится во главе рабочих и указывает место разработки. Наиболее сильные из рабочих ломают кварц железными клиньями. Штреки, которые они проводят таким образом, не прямые, а идут по направлению содержащей металл жилы. Рабочие имеют светильники, прикрепляемые ко лбу. Дети спускаются в подземные выработки, где собирают обломки и выносят их наружу к выходу из галереи. Другие работники в возрасте более тридцати лет берут некоторое количество этих обломков и дробят их в каменных ступах железными пестами до крупности чечевичного зерна. Измельченная женщинами и стариками таким образом руда обрабатывается в ряде мельниц. Помещаясь по двое или по трое у каждой рукоятки, они доводят измельчение руды до степени порошка. Все эти несчастные совершенно голы. Наконец, измельченную руду заваливают сначала на широкие, немного наклоненные доски, потом пускают сюда струю воды, которая уносит землистые части, тогда как более тяжелое золото остается».

В дополнении к этому описанию можно прибавить, что несколько открытий уже сделано при разведках некоторых из этих древних рудников.

Обыкновенно рудники эти обозначаются развалинами домов, иногда сгруппированных по два или по три вдоль высохшего потока; в других местах, напротив, соединенных — для размещения тысячи человек. В некоторых случаях, как в Фатире, найдены длинные параллельные стены из камней, где, по-видимому, двигались пленники и сторожа.

Галереи проводились всегда по направлению простирания жилы, и нигде не замечается квершлагов, хотя местность это и дозволяла. Были найдены также остатки жерновов.

Вопросом первой важности как в прежнее время, так и ныне является снабжение водою. В этом отношении были сделаны величайшие усилия для сбора дождевой воды в цементированные цистерны, резервуары и т. п. и для поиска колодцами малейшей струи подземной воды, засыпанной песками.

Притом весьма вероятно, что исследования, которые продолжаются, выяснят, наконец, различные еще темные вопросы относительно этих древних рудников, историческая роль которых была столь важна.

Драгоценная загадка Нила: украшения в Древнем Египте

С самого детства меня очаровывало это жаркое царство — Древний Египет. Его коварные жрецы и справедливые фараоны. Или наоборот?

Теперь я смотрю на эту тему немного под другим углом, и хотела бы рассказать вам немного про украшения, которые носили древние египтяне.

В Древнем Египте ты — это то, что ты носишь. Украшения носили как женщины, так и мужчины во всех социальных слоях общества. Свою страсть к украшательству люди переносили и на статуи. Монументы богов и царей были щедро изукрашены орнаментами и инкрустированы драгоценными металлами. Без драгоценных побрякушек не обходились даже умершие — браслеты, серьги, колье и бусы отбывали в Мир Мертвых вместе со своим хозяином, чтобы обеспечить ему роскошную жизнь после смерти.

Из чего же делалась вся эта нечеловеческая роскошь? Основные металлы, используемые при изготовлении украшений, это медь и золото. Понятно, что выбор металла зависил от социального класса: кому попроще — медь, а кто посолиднее — тому золото. Оба металла в избытке добывались неподалеку — в Нубийской пустыне. Наверное, не слишком-то приятно копать песок под палящим солнцем, но с защитой труда в то время было довольно сложно, поэтому копали, и видимо, жалоб было не очень много.

А вот с серебрянными украшениями в Древнем Египте были определенные сложности. Залежей серебра в непосредственной близости не водилось, и поэтому находчивым египтским ювелирам приходилось как-то выкручиваться. В результате в дело шли разные оттенки золота, полученные с помощью присадок — от зеленого до красновато-коричневого и редкого розового золота. Цвет зависел от пропорций примесей посторонних металлов.

Но, сами понимаете, голый металл в глазах среднестатистического египетского гражданина — это довольно скучно. Поэтому для инкрустации активно использовались природные камни, эмаль и стекло.

Из самоцветов активно использовались бирюза, ляпис-лазурь, сердолик, обсидиан и горный хрусталь. Если мысленно представить себе цвета всех этих раскошных минералов, то вот они — основные цвета Египта. Ведь все украшения, сделанные в Древнем Египте — имею свой особенный, легко узнаваемый стиль. Увидев, сложно ошибиться.

Любимый прием египетских ювелиров древности — изготовление подделок, которые имитируют более дорогие камни. Для этого размалывался кварц, в него добавлялись красители. Полученная смесь нагревалась и формовалась. Дешево и сердито! Самый популярный цвет, догадайтесь какой? 🙂 Предполагаю, что вы подумали про прекрасный оттенок бирюзы и были абсолютно правы.

Теперь немного про украшения, которые пользовались наибольшей популярностью. Одним из самых любимых украшений было вот такое широкое ожерелье-воротник, которое называлось ускх.

Шикарно, не правда ли? В аккуратные ряды ожерелья могли вплетаться бусины в виде животных или цветов. Зачастую, это украшение закрывало все расстояние от шеи до ключиц. А иногда было еще и очень тяжелым — золотой ускх фараона мог весить несколько киллограммов. Ну не пристало правителю носить какие-то несерьезные девчачьи бусики.

Помните, в начале статьи я говорила, что в Древнем Египте ты то, что ты носишь? Так вот, эти драгоценные бусики, собранные на полотно или кожу — чтобы красиво лежали — служили одним из отличительных признаков статуса своего владельца. Подобное украшение мог даровать фараон человеку особо отличившемуся.

Помимо ожерелий с удовольствием носили кольца, браслеты и серьги. Причем излишество в весе и размере не обошло и серьги — иногда они были настолько тяжелыми, что оттягивали и деформировали мочку уха. Но на что только не пойдешь, чтобы блестнуть лишним киллограмом золота перед мерзкой соседкой, которая думает, что она в чем-то лучше тебя 🙂

Помимо декоративной функции украшения выполняли еще и роль оберегов. Амулеты и талисманы не только защищали, но и наделяли своего владельца силой. Одним из самых популярных был жук-скарабей. Он ассоциировался с главным божеством Древнего Египта — богом Ра и повсеместно использовался в украшениях не только элиты, но и вполне себе рядовых граждан. К украшениям-оберегам относились довольно трепетно. Поэтому на оборотной стороне некто догадливый придумал писать инициалы владельца — чтобы не посеять.

Все вышесказанное относится по большей части к хорошо обеспеченным слоям общества. Но не количество денежных едениц определяет тягу к прекрасному! Что же делали менее обеспеченные египтяне? Выкручивались как умели 🙂 В ход шли керамика, стекло и кость. Причем зачастую работы небогатых умельцев в красоте и исполнении не уступали шикарным изделиям из золота.

Фаянсовым бусинами придавали причудливые формы лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев.

В ход шли и свежие цветы. Египетские модницы зарепляли роскошные цветы лотоса на лбу, чтобы придать своей прическе изысканный вид и обонять тонкий аромат цветка.

Поэтому, с уверенностью можно сказать — вне зависимости от пола, состоятельности и принадлежности к какому-либо сословию египтянин умел сделать себя красивым.

Что же случилось потом с отчаянными модниками и любителями украшений? Их царство потихоньку приходило в упадок, чему не в последнюю очередь способствовал рабовладельческий строй и не всегда оправданная политика фараонов. В конечном итоге, ослабевшее Египетское Царство захватили сирийские завоеватели, и некогда могучий и прекрасный Египет превратился в одну из сирийских колоний (сатрапий).

Умеем ли мы в наше время носить украшения с таким же вкусом и смыслом? Наверное нет, но наш век этого и не требует 🙂

Лучшие казино по сумме бонусов за регистрацию и депозит:
  • КазиноИкс
    КазиноИкс

    Надежное казино с ДжекПотом 50 млн рублей и бонусами!

  • ДжойКазино
    ДжойКазино

    Бонус за 1,2,3 и 4 депозит по 100 000 рублей за каждый!

  • Чемпион
    Чемпион

    Русское казино с большими бонусами за регистрацию и каждое пополнение счета!

Добавить комментарий